» artă » «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

По официальной версии на картине Яна ван Эйка (1390-1441) изображен итальянский купец Джованни Арнольфини, проживавший в Брюгге. Запечатлена ситуация в его доме, в спальне. За руку он держит свою невесту. Это день их свадьбы.

Однако я думаю, что это вовсе не Арнольфини. И вряд ли это сцена бракосочетания. Но об этом позже.

А сначала предлагаю посмотреть на детали картины. Именно в них кроется секрет, почему же «Чета Арнольфини» — уникальнейшее явление своего времени. И почему эта картина так потрясает воображение всех искусствоведов мира.

Все дело в шляпе Арнольфини

Вы когда-нибудь рассматривали «Чету Арнольфини» вблизи?

Это картина небольшая по размерам. В ширину она чуть больше полуметра! А в длину и до метра не дотягивает. Но детали на ней изображены с феноменальной точностью.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.

Казалось бы, всем это известно. Что ж, нидерландские мастера любили детали. Вот и люстра во всей красе, и зеркало, и тапочки.

Но однажды я присмотрелась к шляпе мужчины. И увидела на ней… четко различимые ряды ниток. То есть это не сплошной чёрный цвет. Ян ван Эйк передал мелкую фактуру гладкой ткани!

Мне это показалось странным и не вписывающимся в представления о работе художника.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Подумайте сами. Вот сидит Ян ван Эйк за мольбертом. Перед ним стоят новоявленные супруги (хотя я уверена, что поженились они за несколько лет до создания этого портрета).

Они позируют – он работает. А вот как на расстоянии в пару-тройку метров он рассмотрел фактуру ткани, чтобы ее передать?

Для этого шляпу надо держать близко перед глазами! Да и вообще, какой смысл все так тщательно переносить на холст?

Я вижу этому только одно объяснение. Сцены, описанной выше, никогда не было. По крайней мере, это не реальная комната. И люди, изображённые на картине, никогда в ней не жили.

Секреты работы ван Эйка и других нидерландцев

В 1430-х годах в нидерландской живописи произошло чудо. Ещё за 20-30 лет до этого изображение было совсем иным. Нам очевидно, что такие художники, как Брудерлам, рисовали по воображению.

Но вдруг почти в одночасье на картинах появилась невероятная натуралистичность. Как будто перед нами фотография, а не рисунок!

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
stânga: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Монастырь Шанмоль в Дижоне. În dreapta: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.

Я согласна с версией художника Дэвида Хокни (1937), что это вряд ли было связано с резко возросшим мастерством художников в отдельно взятой стране, в Нидерландах.

Дело в том, что за 150 лет до этого были изобретены… линзы! И художники взяли их на вооружение.

Оказалось, что с помощью зеркала и линзы можно создавать очень натуралистичные изображения (подробнее о технической стороне этого метода я рассказываю в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника»).

Именно в этом секрет шляпы Арнольфини!

Когда предмет проецируется на зеркало с помощью линзы, его изображение оказывается прямо перед глазами художниками со всеми нюансами. 

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Однако я ни в коем случае не умаляю мастерства ван Эйка!

Работа с использованием таких вот приспособлений требует невероятного терпения и сноровки. Уже не говоря о том, что художник тщательно продумывает композицию картины.

Линзы в то время делали небольшого размера. И технически художник не мог взять и перенести все на холст разом, с помощью одной линзы.

Приходилось накладывать изображение кусочками. Отдельно лицо, ладони, половину люстры или тапочки.

Особенно хорошо такой коллажный метод виден в другой работе ван Эйка.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии. Artchive.ru.

Видите, с ногами святого что-то не так. Они как будто не из того места растут. Изображение ступней наносилось отдельно от всего остального. И мастер ненароком их сместил.

Что ж, в то время ещё не изучали анатомии. По этой же причине часто кисти изображались маленькими по сравнению с головой.

Так что я вижу это так. Сначала ван Эйк выстроил в мастерской что-то наподобие комнаты. Затем отдельно нарисовал фигуры. И «прикрепил» к ним головы и руки заказчиков картины. Затем добавил остальные детали: тапочки, апельсины, набалдашники на кровати и прочее.

Получился коллаж, который создаёт иллюзию реального пространства с ее обитателями.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Обратите внимание, что комната как будто принадлежит очень обеспеченным людям. Но… насколько же она маленькая! А главное, в ней нет камина. Это легко объяснить как раз тем, что это не жилое помещение! Лишь декорация.

И вот что ещё указывает на то, что это очень искусный, великолепный, но все же коллаж.

Мы нутром чувствуем, что для мастера не было никакой разницы, что он изображает: тапки, люстру или человеческую руку. Все одинаково точно и кропотливо.

Нос с необычными ноздрями мужчины выписан так же тщательно, как и грязь на его обуви. Все для художника одинаково важно. Да потому что создано одним способом!

Кто скрывается под именем Арнольфини

По официальной версии на этой картине изображено бракосочетание Джованни Арнольфини. В то время жениться можно было прямо дома, при свидетелях.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Но известно, что Джованни Арнольфини женился гораздо позже, через 10 лет после создания этой картины.

Тогда кто же это?

Начнём с того, что перед нами вовсе не церемония бракосочетания! Эти люди уже женаты.

Во время свадьбы супруги держались правыми руками и обменивались кольцами. Здесь же мужчина подаёт левую руку. А обручального кольца у него нет. Женатые мужчины не обязаны были их постоянно носить.

Женщина же надела кольцо, но на левую руку, что было допустимо. К тому же у неё прическа замужней дамы.

Ещё у вас может сложиться впечатление, что женщина беременна. На самом деле она просто придерживает у живота складки своего платья.

Это жест благородной дамы. Он столетиями использовался аристократками. Мы можем его увидеть даже у английской леди XVIII века:

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
Джордж Ромни. Мистер и миссис Линдоу. 1771. Музей Тейт, Лондон. Gallerix.ru.

Мы можем только гадать, кто эти люди. Вполне возможно, что это сам художник со своей женой Маргарет. Уж больно девушка похожа на ее портрет в более зрелом возрасте.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
Слева: Ян ван Эйк. Портрет Маргарет ван Эйк. 1439. Грунинге музей, Брюгге. Wikimedia Commons.

В любом случае портрет уникальный. Это единственный портрет светских людей в полный рост, сохранившийся с тех времён. Пусть даже это коллаж. И головы художник писал отдельно от рук и деталей комнаты.

К тому же, по сути, это фотография. Только уникальная, в единственном роде. Так как создана ещё до изобретения фотореактивов, которые и позволили создавать двухмерные копии трехмерной реальности без ручного нанесения краски.

***

Comentarii alți cititori Vezi mai jos. Ele sunt adesea un bun plus pentru un articol. Puteți, de asemenea, să vă împărtășiți părerea despre pictură și artist, precum și să puneți o întrebare autorului.